Ювелирная мастерская

Москва, ул. Пятницкая 3/4 стр.2

 

ГЛАВНАЯ МАСТЕРСКАЯ СРАВНЕНИЕ       
     
Корзина
     
      Каталог    
 ПЛАТИНА
 КРЕСТЫ
 КОЛЬЦА
 КОЛЬЦА
 ПЕЧАТКИ
 СЕРЬГИ
 КУЛОНЫ
 ПОДВЕСКИ
 ЦЕПОЧКИ
 БРАСЛЕТЫ
      Разделы    
ОПЛАТА
О НАС
КОНТАКТЫ
ОБМЕН
МАСТЕРСКАЯ
СТАТЬИ
ВОПРОСЫ
ВИДЫ ЦЕПОЧЕК
НА ЗАКАЗ

 , Монтаж
 Монтаж 

МОНТАЖ ЭЛЕМЕНТОВ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

 

Основные операции монтажа изделий:

– Пайка;

– Сборка подвижных соединений;

– Опиливание и шабрение.

 

Пайка – это операция, в результате которой происходит соединение готовых деталей в твердом состоянии посредством расплавленного связующего металла или сплава (припоя), имеющего более низкую температуру плавления, чем соединяемые элементы. Причем, в отличие от сварки, когда оплавляются кромки или торцы соединяемых частей, при пайке расплавляется только припой, обволакивающий паяемые детали и превращающий их после застывания в единое целое, т.е. готовое изделие. Спаиванию способствует добавление флюса, который с улучшением соединения частей изделия удаляет окислы в местах пайки.

Припои должны соответствовать следующим параметрам: плавиться до размягчения спаиваемых деталей; растекаться по твердым элементам изделия; соединение припоя с деталями украшения должно быть долговечным.

Для практичности, удобства применения припоев из них изготавливают фольгу, ленту, прутки, проволоку.

Металлы и сплавы с низкой температурой плавления паяют мягкими припоями, с высокой –твердыми. Основа мягких припоев олово-свинец; твердые припои готовятся на основе золота, серебра. Применяются и припои на основе меди (медно-цинковые, медно-фосфорные) с добавкой олова, марганца, железа, алюминия и других металлов.

Приводим таблицы 4-6, содержащие сведения о составе и температурном режиме плавления мягких и твердых припоев (на основе золота и серебра).

 

Таблица 4. Состав и свойства припоев на основе золота

Марка и проба припоя

Содержание компонентов, %

Температура, град. С

Золото

Серебро

Медь

Кадмий

Никель

Цинк

Начало плавки

Полное расплавление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПЗл. 370

37,5

37,5

25,0

-

-

-

840

860

28.5

30,0

-

-

4,0

800

820

11,0

43,0

-

-

8,5

820

840

ПЗл. 500

50,0

30.0

20,0

-

-

-

840

860

25,0

18.7

-

-

6,3

800

820

20,0

20,0

10,0

-

-

760

780

25,0

16,0

7,4

-

1,6

720

740

ПЗл. 583

58,3

18,0

15,3

8,4

-

-

800

820

16,0

20,6

-

.-

4,6

820

840

19,5

20,6

-

-

8,6

800

820

12,5

26,2

10,0

-

3,0

760

780

8,0

21,7

12,0

-

 

820

850

ПЗл. 750

75,0

3.0

10,0

12,0

-

-

720

740

6,2

10,4

6.9

-

1.5

740

760

9,5

9.5

-

6,0

760

780

15,0

7,35

-

-

2,65

820

840

ПЗл. 583

58,3

25,7

-

16,0

-

-

1100

1100

23,7

. -

18,0

-

-

900

1000

31,7

2,6

8,0

-

-

900

1000

23,7

-

12,0

-

-

900

1000

-

23,5

12,0

-

-

900

1000

14,7

11,0

-

8,0

8,0

840

860

ПЗл. 750

75,0

13,0

-

12,0

-

-

900

1100

11.0

-

14,0

-

-

900

1100

10,5

4,5

10,0

-

-

800

1000

-

10,0

-

10,5

4,5

840

880

7,0

6,0

-

4,0

8,0

780

820

 



Таблица 5. Состав и свойства твердых припоев на основе серебра

Марка и проба припоя

Содержание компонентов в %

Температура, град. С

Серебро

Медь

Цинк

Кадмий

Начало плавки

Полное расплавление

ПСр. 80

80,0

12,4

7,6

-

780

800

ПСр. 75

75,0

18,6

6,4

-

755

755

ПСр. 70

70,0

30,0

-

-

770

780

ПСр. 70

70,0

26,4

3,6

-

745

765

ПСр. 65

65,0

35,0

-

-

790

810

ПСр. 65

65,0

20,0

15,0

-

700

720

ПОр. 60

60,0

24,8

15,2

-

700

720

ПСр, 50

50,0

50,0

-

-

779

850

ПСр. 50К

50,0

16,0

16,0

18,0

650

670

ПСр. 45

45,0

30.0

25,0

-

660

725

ПСр. 25

25,0

40,0

35,0

-

745

775

ПСр. 12М

12,0

52,0

36,0

-

780

825

ПСр.10

10,0

53,0

37.0

-

815

850

 

Таблица 6. Состав и свойства мягких припоев

Содержание компонентов, %

Температура, "С

Олово

Сурьма

Железо

Медь+ мышьяк+ никель

Свинец

Начало плавления

Полное расплавление

8,0

0,56

0,05

0,1

Остальное

270

305

25,0

1.7

0,05

0,12

"

188

257

30,0

2,0

0,06

0,12

"

183

249

33,0

2,2

0,07

0,14

"

183

242

40,0

2,7

0,08

0.16

"

183

223

50,0

3,0

0,09

0,18

"

183

200

55.0

3,6

0,1

0,2

"

183

183

60,0

3,2

0,1

0,2

"

183

185

90,0

1,3

0,1

0,2

"

183

219

 

 

Способы пайки

Применяют два основных типа соединений: внахлест и встык.

Перед пайкой необходимо подготовить поверхности деталей методом их припасовки или подгонки: зазоры должны быть минимальными, поверхности – очищенными от окислов. Зачистка производится опиловкой, стальной щеточкой, шлифовкой. Наиболее эффективна химическая очистка, однако нужно подобрать химреактив, который бы легко смывался с поверхности данного сплава и сам не принес вреда, загрязнив поверхность.

Пайку рекомендуется производить сразу же, во избежание налета новых окислов. Подготовленные детали нужно зафиксировать на асбестовом листе, или методом наложения их одной на другую, либо удержанием плоскогубцами, зажимами, иными способами, дающими доступ к месту соединения деталей. Далее наносят подобранный заранее флюс: жидкий – кисточкой, пастообразный – шпателем (малого размера). Поверх флюса накладывают нужную частицу твердого припоя, который при нагреве заполняет стык или обволакивает нахлест. При пайке мягким припоем его берут острием (клиновидное, изготовленное из красной меди) горячего паяльника и наносят на спаиваемые поверхности. Когда ставший жидким припой полностью заполняет (обволакивает) место спайки, нагрев прекращают, припой затвердевает и связывает соединяемые элементы воедино.

Доступна в индивидуальной ювелирной мастерской и пайка с применением ручной пламенной горелки (твердые припои). Разогретый припой всегда течет к точке максимальной температуры, поэтому его легко направить в нужное место пайки и сконцентрировать там. Но чтобы умело регулировать пламя горелки и угол его направленности, необходимы определенные навыки.

Наиболее эффективным способом соединения деталей ювелирных изделий является сварка – точечная и микроплазменная (применяется в промышленном ювелирном производстве).

 

Сборка подвижных соединений

Подвижные соединения частей и деталей браслетов, серег, брошей и других изделий называются шарнирами. Они скрепляются посредством штифта, заклепки, резьбовой пары и другими способами.

Штифтовое соединение. Непосредственно перед штифтованием собирают готовые части (попарно) подвижного соединения браслета, обрабатывают отверстия в них конусовидной разверткой. Затем части разъединяют и обрабатывают отверстия трубочек только подвижной части, чтобы они без усилия вращались вокруг штифта, который изготавливается из ровной проволоки, сечение которой соответствует внутреннему диаметру трубок. Штифт опиливается на конус по форме шарнирного отверстия и шлифуется, после чего загоняется в отверстия трубок неподвижной части и прочно заклинивается, причем вращающаяся часть должна свободно вращаться. Концы штифтов расклепывают для фиксации их в шарнирных отверстиях.

 

Заклепочное соединение. В ювелирном производстве применяется подвижное и редко неподвижное заклепочное скрепление, когда соединяемые детали сложно спаять и при ремонте изделий с отделкой (золочение, чернение, эмаль) недопустим нагрев.

При подвижном скреплении детали соединяют и сверлят в них отверстия (если деталей три, то отверстия просверливают в наружных, вводят внутреннюю деталь, размечают, вынимают и просверливают, чтобы все три отверстия строго совпали) под заклепку, которую, как и штифт, делают из проволоки нужного сечения. До начала сборки просверленных деталей с одного конца заклепки делают первую головку ударом молотка по выбранному пуансону, второй конец расклепывают тем же способом после ввода в отверстия.

При необходимости сделать заклепочное соединение с потайными головками отверстия в деталях зенкуют с наружных сторон. Вращающиеся части должны поворачиваться свободно, без затруднений.

 

Резьбовое соединение (на винтиках или стерженьках с резьбой) применяется редко– в некоторых видах браслетов, серьгах на винтах. В отличие от паяных и клепаных соединений резьбовое легко разъединяется.

 

Опиливание применяется как при заготовительных операциях, так и на собранных изделиях (инструменты для этой механической обработки описаны выше).

 

Шабрение – обработка поверхности изделия соскабливанием слоя сплава шаберами после опиливания для снятия рисок и царапин. Шабрению при необходимости подвергаются не только наружные, но и внутренние поверхности украшения, которые затем шлифуются и полируются. Как и при опиливании, при шабрении изделия закрепляют в ручные тиски и при обработке удерживают в руке. В ювелирном шабрении кроме обычных трехгранных шаберов используют специальные, режущая часть которых дублирует обрабатываемые поверхности, например: плоский внутренний двусторонний шабер, торцевой плоский, полукруглый выпуклый и вогнутый и другой конфигурации.

 

Отделка собранных конструкций

Отделочные работы – следующий этап после сборки изделий и одновременно завершающий их изготовление.

Отделочные операции включают механическую отделку ювелирных конструкций – крацевание, шлифовку, полировку, матирование, гравировку, чеканку и химическую обработку.

 

Крацевание – это снятие с изделия налетов и накипи после травления, ликвидация заусениц, закругление острых кроток.

Изделие обрабатывают тонкой проволочной (проволочки из латуни или нейзильбера толщиной 0,15-0,25 мм) щеткой, действующей как гладило, с применением мыльного раствора, улучшающего скольжение проволочек. Во избежание образования на поверхности изделия Полосок, рисок необходимо многократно изменять направление движения щетки относительно обрабатываемой поверхности.

 

Шлифовка– операция, в результате которой поверхность изделия становится гладкой (7-9-й классы чистоты). В отличие от опиливания или резания шлифовка практически не изменяет форму. Шлифуют изделия механически (бормашиной со сменными шлифовальными кругами) и вручную (шлифовальный круг; абразивный брусок и кварц, корунд, алмаз, абразивный напильник, наждачная бумага). Для мокрой шлифовки (особенно серебряных сплавов) применяются пемза и сланец. Для доводки шлифования, как наиболее мягкий материал, используются шлифовальные угли в виде брусков нужного сечения (также смачиваются водой). 

 

Полировка–операция, продолжающая предыдущую; полировка превращает гладкую матовую отшлифованную поверхность в блестящую глянцевую.

Полировка ручным способом осуществляется полировочными палочками или кожаным напильником (обычным, обтянутым мягкой кожей), на которые наносится полировочная паста.

Механическая полировка в мастерской производится с помощью бормашины эластичными кругами из войлока или круглой щетки с нанесением полировочной пасты, доводится полировка тканевыми кружками, кожаными шайбами, щетками из ниток-пуховок. Полировочные пасты изготовляются на основе окиси хрома.

 

Матирование – одна из операций чистовой обработки изделия для получения равномерной матовой поверхности. Достигается применением вращающихся щеток (в несколько рядов подвижных пучков стальной или медной проволоки диаметром 0,05-1,2 мм), чеканов, травлением в спецрастворах.

В зависимости от применяемой технологии получают более или менее мелкозернистую (матовую) поверхность – однородно тусклую. С помощью матировочного чекана, на рабочей поверхности которого имеется гравированная насечка с перекрещивающимися штрихами, получают крупнозернистую поверхность с мелкой матовой насечкой.

 

Гравировка – вырезание на поверхности изделия при помощи штихеля (стального резца, вставленного в деревянную ручку) различных рисунков, узоров, орнаментов, монограмм.

В технологии художественного гравирования различают плоскостное (двумерное)–в плоскости поверхности изделия и обронное (трехмерное) гравирование, создающее рельефное изображение и даже скульптурные элементы из металла.

В свою очередь, рельефное гравирование бывает выпуклое – над поверхностью и углубленное – ниже поверхности (фона). При такой операции кроме штихелей применяются керны (для разметки), гравировальные зубильца, сечки (односторонней заточки), чеканы для выравнивания и набивки фактуры, (рис. 4.).

Штихели различают по форме режущей части (клинка) и ее поперечного сечения. Предназначены для снятия стружки различного размера с поверхности изделия поступательным движением. Исключительное значение имеет угол заточки клинка: он должен быть заточен под углом 45 град., что обеспечивает плавность резки и необходимую глубину. При меньшем угле заточки резец движется рывками, при большем – проскальзывает по поверхности. Рабочая часть (кромка) резца должна быть отшлифована. Изготовляются штихели из инструментальной стали У12 и ХВГ самостоятельно.

Штихели для гравировки

Рис. 4. Штихели для гравировки:

1,2 – узкий и широкий шпицштихель (имеет 20 различных размеров); 3 – мессерштихель для вырезания глубоких волосных линий; 4 – фасонный; 5 – юстировочный; 6,7 – флахштихель с широкой и узкой спинкой (20 размеров для широких и узких углублений и чистовой обработки изделий); 8,9 – болштихель с широкой и узкой спинкой (режущая кромка по радиусу от 0,3 до 1,5 мм, 20 размеров, для штифтовых надписей); 10 – растровый штихель (рунд) – у него плоская режущая кромка с зубчиками для одновременного получения нескольких параллельных углублений, шаг зубьев 0,1-0,Змм, имеет 7 размеров.

 

Чеканка. Ювелирная чеканка (выколотка) представляет собой изготовление мелких детальных форм на листовом материале путем пластической деформаций отдельных фрагментов поверхности с помощью чеканов (металлических стержней).

Чеканочный инструмент:

– двусторонний молоток с плоским и выгнутым бойками;

– чеканы разных форм в сечении–круглой, квадратной, прямоугольной, восьмигранной, наиболее часто применяются расходные или обводные порушники или бобошники, лощатники рифленые или матовые, сечки, фигурные или узорные типы чеканов;

– наковальни (стальная плита; анки с различной формой углублений – полушаровой, конусной и другими);

– мягкие подкладки из различных материалов. Различают три вида ювелирной чеканки:

– насечка (нанесение на листе тонких линий);

– формование (получение с обратной стороны листа рельефного изображения);

– смещение металла (сдвиг металла по поверхности детали).

 

Травление применяется для очистки поверхности изделий от окисей, а также для придания им желаемого цвета и рисунков. При травлении сплав медленно растворяется в травителе. Это обычно разбавленные кислоты (1 часть кислоты к 20 частям воды без подогрева и 1:50 – с подогревом) – для благородных металлов используется серная кислота.

Емкостью для раствора при холодном травлении может служить обычная стеклянная банка, для горячего – медная, фарфоровая чашка, нагреваемая пламенем горелки.

Вернуть серебряным сплавам цвет серебра может холодное травление в 10%-ном растворе серной кислоты.

Придать сплаву золото-серебро-медь цвет чистого золота может горячее (до 60-80 град. С) травление в растворе серной и азотной кислоты или в “царской водке” с добавлением солей натрия или аммония во избежание образования пятен хлористого серебра.

Травлением очищают от окислов и остатков флюсов и медные сплавы (бронза, латунь), придавая им чистую окраску меди.

Художественное травление–один из способов отделки ювелирных изделий. На поверхность украшения чертилкой наносят рисунок; участки, не входящие в него, покрывают кислотостойким лаком; после травления остается углубленный в поверхность рисунок, при этом глубина травления и скорость процесса прослеживается на контрольном образце того же сплава, который время от времени вынимается из раствора и пробируется шабером.

Художественное травление изделия применяется и как предварительная ювелирная операция при эмалировании рисунка.

 

Эмалирование. Эмаль – бесцветный стеклообразный сплав, состоящий из таких основных компонентов, как кварц, сода, мел, карбонат магния, окись свинца. Цветные эмали получают добавлением окислов различных металлов. Непрозрачные эмали получают добавлением окиси олова, криолита, фтора или костяного пепла. Эмалевую глазурь от стекла отличают более высокое тепловое расширение (чтобы не возникло напряжения между эмалью и сплавом после охлаждения); более низкая температура плавления, чем температура плавления основного металла. Качество расплава эмали испытывается на пробной пластине того же сплава. Нагревание эмали при обжиге должно быть равномерным (как при обжиге филиграни) – от слабого пламени к его усилению.

Различают следующие виды эмали:

  • Перегородчатая – рисунок из проволочных перегородок заполняют слоем эмали, а затем проволочные контуры удаляют;
  • Выемчатая (рельефная) – эмалью заполняют углубления на поверхности изделия, полученные гравированием, травлением, чеканкой;
  • Филигранная – комбинация перегородчатой и выемочной;
  • Оконная (просвечивающаяся)–основу для нее вырезают из листового сплава или делают из ажурной филиграни, нужное пространство заливают эмалью и обжигают;
  • Накладная – контурные фигуры из тонкой полосы, вырезанные по рисунку, эмалируют с обеих сторон;
  • Расписная – пластину покрывают прозрачной эмалью, наносят рисунок красками, обжигают, покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

Более всего эмаль совместима с золотом, которое придает ей особую яркость.

Хороша эмаль и на серебре, но хуже с ним схватывается. А на меди – тускнеет и темнеет.

 

Технология эмалирования. 

Для прочного схватывания с эмалью изделия тщательно очищают и обезжиривают. Перед эмалированием их обжигают, травят, крацуют, промывают в воде и сушат в опилках; если капли воды еще собираются на поверхности, значит, сохранились жировые следы и процесс очистки следует повторить. Перед нагреванием порошок эмали растирают в ступке с водой как можно мельче, что улучшит ее качество. Наносят эмаль на заданный фрагмент изделия небольшими порциями, кисточкой или узким шпателем. Масса эмали должна быть умеренно вязкой–жидкая будет растекаться по изделию, а чересчур вязкая неравномерно распределяется по рисунку. Для получения блестящего и ровного эмалевого слоя обжиг производится 3-4 раза. Затем следует процесс отбеливания в 15%-ном растворе серной кислоты. При необходимости эмалевое покрытие шлифуют карборундовым камнем, смачивая его водой, промывают и кратковременно обжигают.

 

Оксидирование – защитно-декоративная обработка серебра раствором сульфида аммония или полисульфида калия, именуемого “серная печень”, для образования на поверхности серебряных изделий стойкой пленки сульфида.

“Серную печень” получают сплавлением 1 части серы и 1-2 частей сухого поташа в течение 15-20 минут, хранят в герметично закрытых емкостях из темного стекла.

При погружении изделия из серебра в нагретый до 60-70 град. С раствор “серной печени”, в зависимости от времени выдержки и соотношения компонентов, можно получить окраску серебряного сплава от светло-серой до черной. Затем необходима тщательная промывка и расчистка непредусмотренных под чернение частей изделия непосредственно до поверхности для получения необходимого художественного эффекта.

Оксидирование золотого рельефа возможно лишь с помощью цианистого электролита с добавлением окислителя – 0,5 г/л двухромовокислого калия. Электроосаждение золота проводят из электролита, нагретого до 70'С при плотности тока 0,1-0,За/дм2 в течение 10-15 минут, и черная пленка обволакивает все изделие. Выступающие части полируются, чернеют только углубления рельефа.

 

Чернение имеет много общего с двумя предыдущими отделочными операциями. Чернь (смесь серебро-медь-свинец-сера) при прокаливании вплавляется в углубления в поверхности изделий, также преимущественно из серебра, поскольку именно этот металл создает наибольший цветовой контраст. Реже чернят золото. На меди, латуни, нейзильбере чернь не держится вообще.

Приготовление черни: под слоем буры сплавляют 1 часть серебра и 2 части меди, далее, в этот расплав вливают расплавленные в стальном ковше 3 части свинца, тщательно перемешивают и кипящую трехкомпонентную смесь вливают в тигель с нагретой желтой порошкообразной серой и выдерживают некоторое время в жидком виде; поскольку сера частично выгорает, ее понемногу восполняют;

затем черную смесь выливают в воду, где она становится твердой и хрупкой, как стекло (если ее можно согнуть, то необходимо переплавить). В ступке чернь растирают в смеси с флюсующей жидкостью раствора нашатырного спирта до получения мелкозернистого порошка. Наносят на изделие теми же технологическими приемами, что и эмаль. После заполнения рисунка нагревание прекращают, потому что сера выгорит и покрытие будет не гладким, а пористым. После остывания его обрабатывают напильником, травят, очищают наждаком, шлифуют, полируют и в завершение производят матирование поверхности пемзовым порошком.

 

Электрохимическое полирование, гальваническое золочение и серебрение – эти отделочные операции применяются на специализированных ювелирных предприятиях. Их осуществление требует соответствующей технической оснастки и очень сложных растворов для электролитов, которые к тому же вредны, особенно цианистые.

Преимущества ЭХП: более прогрессивный метод в сравнении с механическим; с его помощью обрабатываются с таким же качеством как открытые, так и труднодоступные фрагменты, то есть изделие все целиком.

Недостатками являются: сложность составления растворов для обработки изделий; недостаточный блеск их поверхности; серебряные сплавы вообще не подвергаются ЭХП.

 

Источник: Свое маленькое дело





  Copyright 2011 © Купить помолвочные и обручальные кольца в магазине Золотая Антилопа Создание интернет магазина: BORNET.ru